Игровая зависимость детей

Понятие игровая зависимость вошло в обиход современного человека в 1990-х гг. двадцатого века. Зависимость определяется навязчивым стремлением от рутинных проблем и повседневных забот, спрятаться от реальности в виртуальном мире, улучшив тем самым своё эмоциональное состояние.

Сегодня компьютеры стали неотъемлемой частью современного человека. Взрослые работают на компьютерах в офисах, компьютеры давно перестали быть диковиной дома. Постепенно к компьютерам пристрастились не только взрослые, но и дети. По мнению взрослых, пусть их дети лучше посидят за компьютером дома, чем на улице, в плохой компании, без присмотра. В итоге дети получают с разрешения родителей свободный и практически неограниченный доступ к любой информации.

                Компьютерные игры, вместе с компьютерами, сразу приверженцев как среди взрослых, так и среди детей. Сегодня техника достигла такого уровня, что появились достаточно реалистичные игры, оснащенные реалистичной графикой, качественным звуком, которое привлекает огромное количество детей, превращают их в своих фанатов.

                Многих детей младшего возраста перестали интересовать обычные игрушки. Они настолько увлекаются компьютерными играми, что стараются быстрее попасть домой, чтобы включить компьютер и окунуться в заветную игру.

                Какие же факторы лежат в основе увлечение детей компьютерными играми. Психологи считают, что потребность в игре свойственна всем людям на протяжении их жизни. Игра способна удовлетворить познавательную потребность ребенка, ведущую к получению удовольствие. С помощью игры моделируются различные жизненные ситуации, позволяющие приобрести определенные навыки и умения. Среди компьютерных игр есть множество логических и развивающих игр, которые помогают ребенку учиться мыслить, заставляют его думать, тем самым оказывают положительное воздействие на его развитие. Детское восприятие устроено таким образом, что с помощью игры ему легче овладевать новой информацией. Использование компьютерных игр ребенка должно быть в меру, не более одного часа в сутки, тогда это даст положительный результат и не нанесет ущерба другим сторонам его жизни. С помощью определенных компьютерных игр он может научиться считать, выучить алфавит, многие игры специально направленны на улучшение концентраций внимания, развитие памяти, воображения, творческого начала.

                Однако если ваш ребенок всем другим развлечениям предпочитает компьютерные игры и проводит перед экраном монитора все свободное время, это может привести к многочисленным проблемам и трудностям: замедлению его развития, как физически, так и психологическом плане. Проводя большинство времени в сидячем положений, ребенок начинает вести образ жизни, лишённый необходимой для его возраста двигательной активности. Это снижает его физическое здоровье. К тому же компьютер сильно вредит зрению малыша. Что касается психологического развития, то приковывая себя к монитору ребенок лишается живого общения со сверстниками, заменяя игры, позволяющие познавать окружающий мир, виртуальными играми. Вследствие этого у ребёнка формируется неправильное восприятие действительности. Важно помнить, что в этом возрасте у детей пока еще не сформировано процессы само регуляции, поэтому им трудно соблюдать меры в играю, ограничивать меру время провождения за компьютером, они сбиваются с режима дня, могут забыть поесть, не вовремя ложатся спать.

                Многие современные игры несут некоторую эмоциональную нагрузку, которое и является основной причиной патологической зависимости от компьютерных игр. Все игры разные. Они различаться по содержанию и по жанру. Самые безобидные «игрушки» это аркады, которые обладают не сложной графикой и простым звуком, такие игры созданы для того, чтобы убить время, поэтому зависимости не вызывают. Они быстро надоедают, так как построены на повторений одних и тех же действий. Ролевые игры представляют для детей гораздо большую опасность. В процессе игры ребенок как бы перевоплощается в виртуального героя и полностью погружается в его мир. Эти игры способны длительное время давать игроку ощущение реальности и удерживать его внимание.

                Самую большую опасность для ребенка так называемые «стрелялки». Эти игры пагубно влияют на психику ребенка порождая в нем чрезмерную агрессию.

                Дети настолько втягиваются в виртуальную реальность, что живой мир, с его настоящими играми и увлечениями перестают их интересовать, а ведь в реальности существуют не мало задач которые необходимо решить. Их не выполнение ведет к отрицательным результатам – плохой успеваемости, наказанию со стороны родителей. В виртуальном мире все гораздо проще.  Сделанные ошибки можно исправить путем повторного прохождения уровня.

                          Стадии формирования зависимости.

Формирование игровой зависимости происходит не сразу. Ребёнок постепенно втягивается в игру, проходя несколько стадий, прежде чем можно говорить о патологии.

  1. Стадия легкой увлечённости.

Ребенок знакомится с игрой. Дети очень часто мечтают быть супергероями, а игра дает им возможность попробовать себя в этой роли. Поиграв в игру несколько раз, ребенок уже целенаправленно выбирает именно ее, он включает компьютер с целью поиграть в игру. На этой стадий процесс игры носит ситуационный, а не систематический характер.

  1. Стадия увлеченности.

Переход ребенка на новую стадию формирования игровой зависимости сопровождается формированиям у него потребности поиграть в компьютерные игры. Процесс приобретает систематический характер. Ребенок начинает стремиться к компьютеру. Если доступ к игре у него ограничен по каким-либо причинам, то он предпринимает активные действия, направленные на устранение этих ограничений.

  1. Стадия зависимости.

На этой стадий происходит изменения самосознание и самооценки ребенка. Зависимость может приобрести социализированную или индивидуализированную форму. В первом случае ребенок поддерживает контакт с другими фанатами такой же игры и получает от них поддержку. Игроки общаются между собой посредством сети. Во втором случае дети полностью отрываются от внешнего мира, перестают общаться со сверстниками, уходят от реальности в свой виртуальный мир, что часто приводят ребенка к различного рода психическим и соматическим нарушениям.

                       Признаки зависимости.

  1. На все просьбы отвлечься от игры и отойти от компьютера реагирует острым эмоциональным протестом.
  2. Если по каким то причинам ребенку нужно отвлечься от процесса игры, он начинает злится и раздражатся.
  3. Ребенок не может точно определить когда он закончит играть.
  4. Ребенок постоянно требует у родителей денег на усовершенствования программного обеспечения и на покупку новых игр.
  5. Увлекаясь игрой ребенок может забыть сделать уроки или выполнить домашние обязанности.
  6. Режим дня сбивается из-за того, что ребенок постоянно сидит перед экраном монитора. Он не вовремя ест, поздно ложиться спать, не может проснуться утром,  его перестают заботить собственное здоровье, он забывает об элементарных правилах гигиены.
  7. Чтобы продлить себе удовольствие и подольше насладиться игрой, ребенок начинает бороться со сном, злоупотребляя кофе или энергетическими напитками.
  8. Ребенок начинает есть прямо за компьютерным столом, не отрываясь от любимой игры.
  9. Вовремя игры у ребенка наблюдается эмоциональный подъем, улучшение настроения.
  10. Общаясь со сверстниками, ребенок постоянно поднимает для обсуждения тему компьютерных игр, другие темы разговора перестают его волновать.
  11. В то время, когда у ребенка нет возможности играть в любимую игру, он постоянно продумывает варианты прохождения следующего уровня, ждет с нетерпением возможности вернутся к монитору.

                        Рекомендация родителям.

  1. Отношения в семье должны строится на честности. Умейте признавать перед ребенком собственные ошибки.
  2. Никогда не оскорбляйте чувство ребенка, не унижайте его или тех людей которым он симпатизируют.
  3. Станьте для своего ребенка верным другом. Пусть он будет уверен, что вы всегда ему поможете в трудную минуту, поддержите в сложной ситуаций.
  4. Постарайтесь, чтобы ребенок доверял вам любую информацию при любых обстоятельствах.
  5. Если вы расстроены пристрастием ребенка к компьютерным играм, покажите ему, что вы искренне расстроены этим обстоятельством .
  6. В конфликтной ситуаций, если вы вынуждены в приказном порядке запретить ребенку в данный момент играть в любимую игру, будьте последовательны. Не стоит идти на поводу и торговаться с ним.
  7. Не ограждайте ребенка от компьютера совсем, ведь это неотъемлемая часть современной жизни. Поставьте четкие рамки и неукоснительно их придерживайтесь. До пяти лет лучше вообще исключить компьютер из детского развлечения. С шести лет можно начинать знакомить ребенка с работой на компьютере, но не больше 15-20 минут в день. Для подростка 10-12 лет это время не должно превышать двух часов в день, но не подряд, а с несколькими перерывами.
  8. Категорически запретите ребенку проводить время за компьютером перед сном.
  9. Поощряйте интерес ребенка к активным играм и занятиям спортом.
  10. Обращайте внимание на реальное общение вашего ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы игра не заменила ребенку друзей.
  11. Обсуждайте с ребенком игры которые он играет. Посоветуйте ему поиграть в логические и развивающие игры.

« Вернуться назад